Здесь я пишу о том, что мне интересно

Всегда в топе

· профессиональный аудит сайтов
· теория работы поисковых систем
· консультации по всем этапам продвижения
· блокады сайта фильтрами поиска
· стратегии непоискового и вирусного продвижения
· настройка компаний контекстной рекламы
· корпоративные аккаунты в соцсетях
· вывод сайтов из под санкций Google
· индивидуальное обучение

август 10, 2016, 17:31

За русское SEO замолвите слово




15 лет для SEO это много или мало? Скажем так – достаточно. И те, кто начинал свою работу в Рунете в начале нулевых годов – сегодня, по праву, могут называться профессионалами, особенно это касается тех, кто имел отношение к поисковой оптимизации. Как показало время, именно эта область интернет-предпринимательства оказалась самой «живучей».

SEO в России. Взгляд изнутри.



Итак, представляю вашему вниманию краткую историю развития поисковой оптимизации в Отечестве. Как истинный и выживший «динозавр в SEO» я расскажу, как всё началось, какие этапы развития нас ждали, что мы имеем сегодня, и, что ждет SEOшников в будущем.

В Рунете первой поисковой системой оказался Rambler. Появился данный поисковик в 1996 году и, несмотря на наличие конкурентов Aport, Google, Yandex, долгое время оставался лидером. Многие из моих клиентов, до сих пор, в беседах на тему позиций, хвастаются в начале наших переговоров: "Ну вот в Рамблере же мы...", и далее идет описание позиций, которые занимет их любимый сайт, или сайт их конкурента в этой поисковой системе. Хотя уже с начала 2010-х никакой реальной отдачи от присутствия сайта в результатах поиска Рамблера я не наблюдаю. Эта архаика идёт дальше через весь мой рассказ.

Я попал в этот бизнес в начале нулевых, когда ситуация с продвижением сайтов начинает изменяться по вполне понятной причине – развитие поисковых систем. Результатом становится то, что теперь большая часть пользователей приходит на тот или иной сайт не из каталога или через баннер, а посредством ссылки из поисковой системы. Этот переломный момент и нужно считать началом эпохи российской поисковой оптимизации.

Впрочем, на заре SEO в нашей стране, основной ее движущей силой были не ссылки, а контент на сайте, и, несколько позже мета-теги, содержавшие в себе наиболее популярные поисковые запросы, что, собственно говоря, и приводило основную часть пользователей на сайт. Само-собой, о какой-либо высокой релевантности поисковых результатов и речи не было. Тем не менее, сделав несколько своих сайтов я быстро понял, что поколдовав над ними немного, можно получить совершенно другую отдачу, и потешить своё самолюбие присутствием в топах поисковой выдачи.

Кроме того, существовал (да и по сей день существует) ещё один способ популяризации сайтов и поискового продвижения – «Рамблер Топ-100». Да, ссылки с этого ресурса были качественными и приводили немало посетителей, однако, выйти в первую «сотню» можно было путем простой накрутки счетчика (весело, правда?), чем, собственно говоря, многие и пользовались.

Как правило, на первых местах в поисковой выдаче стояли те сайты, которые имели в метаданных и внутренних ссылках больше поисковых запросов, что объяснялось несовершенством работы поисковых алгоритмов. Кроме всех вышеперечисленных способов продвижения, популярным был и так называемый link exchange – обмен ссылками между администраторами сайтов. В 2003 стали появляться первые линкаторы и постепенно эффективность обмена ссылками стала снижаться, т.к. поисковые системы «научились» игнорировать такие ссылки. Примерно с 2005 появляются ссылочные биржи, первой из которой была Xsap, а потом всем привычная Sape. И, по сути, теперь уже можно было заговорить о SEO, не как об увлечении фрилансеров и гиков, а вполне себе реальном бизнесе, который может приносить большую прибыль. Программисты, начавшие писать движок Sape уже через пару лет могли похвастаться новыми квартирами в столице и первоклассной, новой иномаркой. Это было реально круто!

Постепенно, среди специалистов, начинают выделять «белых», «серых» и «чёрных» seo-шников. «Белые» потому так и называются, что использовали только рекомендованные (правильнее сказать, незапрещённые) поисковиками способы продвижения. Результаты, и достаточно эффективные, такое seo, конечно же, приносило, но, слишком медленно. Гораздо больший, и что самое главное, быстрый эффект был от использования «серых» и «чёрных» методов. Все это попросту попытки обмана поисковой системы, наиболее популярные из которых: клоакинг, дорвеи, однопиксельные ссылки, скрытый текст и многое другое. Да, эти методы, в реальности оказывались более эффективными, по сравнению с «белыми», хотя и были не совсем честными. С другой стороны, именно развитие таких нечестных методов seo стало стимулом к развитию более совершенных поисковых алгоритмов.

Впрочем, в этой «холодной войне» между поисковиками и методами оптимизации ни та, ни другая сторона не желали сдаваться. На каждый шаг поисковых систем, создавались новые способы их обхода. Так, PageRank и вИЦ (аналогичные системы от Гугла и Яндекса соответственно) привели к возникновению бирж ссылок, где можно было приобрести необходимое количество внешних ссылок с авторитетных (что учитывалось системами Яндекса и Гугла) ресурсов.

Поначалу, такие покупки совершались через перекупщиков на различных тематических форумах, а позже, возникли уже упомянутые серьезные биржи – SAPE, SeoPult, Миралинкс и множество других, что довольно негативно отразилось на поисковых результатах. Отрицательный эффект достигался за счет ссылок, не соответствовавших тематике сайта. Впрочем, уже в 2007 году Яндекс выпустил своеобразное «противоядие» - Непотфильтр, работа которого заключалась в поиске неправильных ссылок и снижении их «веса» для того или иного сайта. Это отчасти сделало поисковую выдачу более корректной.

Далее, в 2009 году Яндекс выпускает очередной сервис – Матрикснет, который учитывает теперь уже, гораздо большее количество факторов при ранжировании сайтов в выдаче. Таким образом, влияние ссылок постепенно снижается. Рейтинг сайтов все более становится, зависим от пользователей.

Однако, теперь не совсем честные seo-специалисты начинаю «накручивать» те самые поведенческие факторы (т.е. предпочтения пользователей), от которых и зависит рейтинг. Уже тогда, веб-мастера, начали задумывать о переходе к «белым» методам, повышению удобства работы с сайтом и обо всем том, что стало актуальным сегодня, но… «серые» методы все еще оставались в ходу.

Итак, после того, как поисковые системы стали распознавать некачественные ссылки, более важным стал контент сайта и наращивание «честной» и качественной ссылочной массы. Поисковики выдают все более совершенные алгоритмы – АГС и Минусинск (Яндекс) и Пингвин (Гугл). Все это, наконец-таки искоренило покупные ссылки и, по сути, завершило, «эру чёрных методов» SEO в России. Именно поэтому многие «СЕО гуру» утвердились в мнении о том, что seo больше нет. Да, той, скажем так классики с «чёрными» и «серыми» методами не стало. Однако, не стоит считать, что это плохо. Просто поисковики научились бороться с нечестными оптимизаторами и установили четкие правила, которые приходиться теперь соблюдать. Да, возможно эффект от «белых» методов не такой быстрый, но он отчасти ставит всех игроков рынка в равные условия, что, по-моему мнению, является более честным подходом, и что, провоцирует развитие новых методов поискового продвижения.

Постепенно на рынке проявляется тенденция поглощения SEO-компаний друг другом, и их переориентации на оказание других услуг. Вполне возможно предположить, что со временем, эти специалисты, станут разносторонне-развитыми, чтобы оказать конкурентную и эффективную услугу своим клиентам.

Таким образом, чистый SEO сегодня становится малоприбыльным, если не вовсе убыточным бизнесом. На первый план выходит креативность и совмещение различных отраслей подходов для предложения качественных услуг, своего рода, эксклюзивный подход к каждому заказчику.

Впрочем, недобросовестные методы поискового продвижения, хотя и снизились, но продолжают существовать, становясь, как и поисковики, все более изобретательными.

И если подводить итог, то необходимо отметить, что учитывая все выделенные этапы развития SEOи прочие сопутствующие факторы, мы, тем не менее, становимся реальными свидетелями настоящей эволюции процесса поисковой оптимизации, которая, судя по всему, не собирается останавливаться, и это, конечно же, радует, так как этот бизнес стал моей жизнью.



Использована работа "Chantilly VA - Steven F. Udvar-Hazy Center - Mikoyan-Gurevich MiG-21 03"
Credits: Daniel Mennerich





Поделитесь постом

f t                                                                         

Вам будет интересно

Если вас заинтересовали мои услуги


Мои расценки


Аудит сайта
от $900
срок исполнения 6 рабочих дней


Консультация
$200-$400 в час
в рабочее по Москве время


Мои реквизиты


ИП Смирнов Евгений Дмитриевич
св-во №309343525900080
выдано 16 сентября 2009
ИНН: 344100235769
КПП: 344402001
Расчетный счет: 40802810831000379201
Кор. Счет: 30101810100000000715
БИК: 041806715
Банк: Южный ф-л ПАО «Промсвязьбанк», г.Волгоград

TOP